Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.
Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013, устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть разными образовательными потребностями.
МБДОУ детский сад № 23 посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, категория – тяжелые нарушения речи (ТНР). Дети с ТНР посещают группы компенсирующей направленности (с 5 до 7 лет).
Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (формирование социально активной личности).
- Принцип социального взаимодействия (активное вовлечение детей, родителей, специалистов в совместную деятельность).
- Принцип междисциплинарного подхода.
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
- Принцип партнерского взаимодействия с семьей (усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями).
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
При необходимости предоставления сурдопедагога, тифлопедагога воспитанникам или посетителям образовательного учреждения, заключен договор о сетевом взаимодействии с муниципальным бюджетным учреждением "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" города Каменск-Шахтинский.
Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ детский сад № 23 созданы условия для воспитания и развития, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи). Они включают в себя:
- использование адаптированных образовательных программ (программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных маршрутов);
- специальных методов обучения и воспитания;
- использование современных образовательных и коррекционных технологий;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- кабинет учителя – логопеда содержит:
- материалы и игры по темам;
- зеркало с лампой дополнительного освещения;
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
- логопедические альбомы для обследования;
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
- настольно-печатные дидактические игры;
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
- методическую, дидактическую, справочную и художественную литературу;
- интерактивную доску.
- в группах речевые уголки оснащены дидактическими играми и необходимым картинным материалом для автоматизации и дифференциации звуков, развития лексико-грамматического строя и связной речи.
Наименование объекта |
Адрес |
Оборудованные учебные кабинеты |
|
Количество |
Общая площадь, м2 |
||
Кабинет учителя-логопеда |
347800 Ростовская область, город Каменск – Шахтинский, ул.Гагарина, д.83-А
|
1 |
8,3 |
Полифункциональный кабинет для образовательной деятельности |
2 |
27,2 |
Все помещения, используемые в образовательном процессе, приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о наличии библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная деятельность МБДОУ детский сад № 23 не предусматривает наличие библиотек.
Информация о наличии объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид объекта спорта (спортивного сооружения) |
Адрес местонахождения объекта |
Площадь, м2 |
Музыкально-Спортивный зал |
347800 Ростовская область, город Каменск – Шахтинский, ул.Гагарина, д.83 А |
77 |
Все объекты спорта приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Показатель |
Перечень специальных условий, имеющихся в ДОУ |
Наличие паспорта доступности |
Паспорт доступности имеется |
Наличие информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, адаптированные образовательные программы |
Имеется адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ. Для детей инвалидов разрабатывается индивидуальная программа развития с учетом индивидуальной ИПРА ребенка. |
Наличие информации о реализуемых формах обучения: дистанционная, семейное образование, самообразование и др. |
Форма обучения – очная. |
Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. |
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и оповещения и световыми табло «Выход». |
Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др. |
Имеются интерактивные доски в каждой группе дошкольного возраста с ноутбуками и проекторами в комплекте, в музыкальном зале. |
Обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях) |
Не имеются. |
Специальное автоматизированное рабочее место (сканирующие устройство, персональный компьютер) |
Методический кабинет оборудован компьютером, принтером, сканером, ксероксом. |
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания МБДОУ детский сад № 23 не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица, получить услуги которого можно, позвонив по телефону (информация размещена при входе в здание образовательного учреждения):
Тьютор: Попова Виолета Александровна
телефон: 8(86365) 50540
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Наличие приспособленной входной в группы и здания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (пандусы и другие устройства и приспособления). |
|
Наличие возможностей перемещения лиц ОВЗ внутри здания. |
|
Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло др. |
Помещение оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками. |
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Создание отдельного меню не осуществляется. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей путём оптимизации режима дня; осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня.
Доступ к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в ДОУ |
Наличие на сайте МБДОУ детский сад № 23 версии для слабовидящих. |
Имеется версия для слабовидящих. |
Наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения, охраны здоровья, питания, доступа к информационным системам, инвалидов и лиц с ОВЗ. |
Имеется. |
Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего работу с инвалидами и лицами с ОВЗ. |
Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и детей с ОВЗ. |
Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации. |
Обучение предусмотрено по адаптированной основной образовательной программе в группах компенсирующей направленности. |
Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др. |
В компьютерах установлена операционная система с возможностью электронного обучения воспитанников и перехода на режим - Специальные возможности. |
Обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.). |
Дистанционное обучение не предусмотрено. |
Специальное автоматизированное рабочее место (сканирующее устройство, персональный компьютер). |
Имеются персональные ноутбуки, интерактивная доска. Образовательная деятельность с использованием ТСО осуществляется под руководством педагогов. |
Электронные образовательные ресурсы. |
Электронная библиотека ДОУ находится в методическом и логопедическом кабинетах. Доступ к электронным образовательным ресурсам имеют все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ под руководством педагогов. |
Кадровое обеспечение образования |
|
Кадровое обеспечение образовательной деятельности |
Педагогическую деятельность с инвалидами и лицами ОВЗ осуществляют: 2 учителя-логопеда, психолог, музыкальный руководитель, воспитатели. |
Электронные образовательные ресурсы
Электронная библиотека ДОУ находится в методическом и логопедическом кабинетах. Доступ к электронным образовательным ресурсам имеют все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ под руководством педагогов.
Общежитие, интернат не предоставляются.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Все персональные данные размещены с согласия субъекта (ов) на обработку персональных данных
Контент является обязательным к размещению
Информация, содержащаяся в разделе «Сведения об образовательной организации», однозначно идентифицируется как обязательный к размещению контент